Главная » 2016 » Февраль » 2 » 8 главных психологических кризисов человека
16:50
8 главных психологических кризисов человека

Жизнь имеет черно-белую окраску — полоски разного цвета чередуются с завидным постоянством. 

Кризис № 

Первый важный этап в череде кризисных периодов — от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру:безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того, что чувствует малышв семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать». 

Как вы понимаете, имеется в виду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные,в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле),а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов. 

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависити самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развиваетсяи любознательность и желание быть лучше и еще многое другое. 

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: «Я буду стараться, а мирвокруг меня поддержит». Такие дети получаются оптимистами, не боящимисясамостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к мирувообще) формирует человека вечно сомневающегося, безынициативного, апатичного. Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостаткамии достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку. 

Кризис № 

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет. Это переходот детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если — да, то чем именно и как это для меня — хорошо или плохо?». И самое главное: «Какя выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком — определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других. 

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своиминормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук. 

Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам». Если же кризисне разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец. «Зачем стараться, добиваться чего — то, у менявсе равно ничего не получится! Я хуже всех!». 

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценкиокружающих — вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис, несет по всей своей дальнейшей жизни. 

Кризис № 

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этомсложном мире. Приходит понимание того, что черно — белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор. 

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что «яне соответствую, я не смогу…». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говорят психологи. 

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которуюможно прятаться всю оставшуюся жизнь, или, наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей. 

Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни.Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полнойответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостаткамии достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее. 

Кризис № 

Следующий кризис (22 — 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что — то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемсямы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас веритьв то, что все, что сделано в жизни к этому моменту — это навсегда и ничего нового ужене будет. 

Глобальный жизненный курс, по которому мы двигались до сих пор, почему — то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по — другому, что упущены какие — то возможности,и изменить уже ничего нельзя. 

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того,как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что — то заново. Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок». 

Кризис № 

Наступает этот кризис где-то в возрасте 32 — 37 лет, когда уже накоплен опытво взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты. 

Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точкизрения личной удовлетворенности. «Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем — то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы. 

Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: «Я не изменюсвоим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!». Если у вас хватило мужества признать ошибкии скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса — новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей. Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным. 

Кризис № 

Один из самых сложных этапов — 37–45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизньне бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном. 

Карьера, семья, связи — все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиватьсяи состоянием «болота», застоя. Приходится принимать решение, что тащить на себеи дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться. 

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные,те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательныеи обременительные. 

Кризис № 

После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы, наконец, перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслитьв категориях времени, которое еще предстоит прожить. 

Вот как психолог А. Либина описывает этот кризисный период: 

«Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во — первых, вих организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами. Из-за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам. Во — вторых, у нихвновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости. Бороться в семье — с детьми, которые уже покинули иливот-вот покинут родительское гнездо, на работе — чувствуя себя крайне неуютнои неустойчиво в роли пенсионеров, которым » наступают на пятки » более молодые. 

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: » Ктоя есть? » и » Куда я иду? «. Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее. 

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводитв отчаяние мысль о «пустом гнезде», которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы. 

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в такомнеизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависитот того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы. 

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты.Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста — возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работеи даже начале новой карьеры». 

Кризис № 

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаемдействовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чемкогда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. Отсюда — горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезностии пустоты. Но страшнее всего — одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из —за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками». 

В позитивном варианте развития — человек начинает видеть для себя новые перспективы,не обесценивая прежних заслуг, ищет новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя. 

Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и «пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастнойгруппе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми. Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни. 

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой,как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постоявна предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавнои правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда — нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».

 

 

 

Просмотров: 243 | Добавил: sandi | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Сделать бесплатный сайт с uCoz
Copyright MyCorp © 2017