Уроки Доброты.У каждого, кто
прочитал это название -
Уроки Доброты,
наверно, возникли вопросы: «Что это за уроки? Разве можно этому научить?».
Представьте себе, можно. И первый шаг к этому – понимание. Ведь если ребенок
никогда в жизни не встречался с человеком с инвалидностью, он действительно
может вызвать у него страх. Значит ли это, что он злой, или плохо
относится
к людям с инвалидностью?
Конечно, нет! Он просто ничего о них
НЕ
ЗНАЕТ. А чтобы это изменить, ему надо, во-первых, получше узнать этих
людей,
а, во-вторых,
попробовать встать на их место.
Именно эти
принципы используются на школьных уроках в Теоретическом Лицее №2, г. Вулканешты, по пониманию инвалидности, которые
впоследствии получили название Уроки Доброты.
Их задача – сформировать у школьников адекватное отношение к людям с
инвалидностью, без страха и жалости.
Ведь сегодняшние дети через несколько лет будут составлять наше
общество, поэтому важно, чтобы они с раннего возраста научились их понимать и
жить рядом с ними.
В школе дети
проводят большую часть времени. Школа для них - очень важное место. Там они
находят друзей, общаются, знакомятся с новыми людьми. Но людей с инвалидностью
в школе до сих пор можно встретить очень редко, а дети с инвалидностью чаще
всего находятся на домашнем обучении, сверстники их не видят и не имеют
возможности с ними общаться.
Занятия по пониманию
инвалидности становятся для школьников
настоящим открытием. На этих уроках они открывают для себя много
неизвестных прежде понятий – «безбарьерная среда», «инклюзивное образование»,
«толерантность» и т.д. Но главным открытием для них становится то, что люди с инвалидностью – прежде всего
ЛЮДИ, с которыми можно играть, дружить, общаться. И не инвалидность или
какие-то их физические особенности являются здесь определяющими, а то, какие
они люди. В школе дети
проводят большую часть времени. Школа для них - очень важное место. Там они
находят друзей, общаются, знакомятся с новыми людьми. Но людей с инвалидностью
в школе до сих пор можно встретить очень редко, а дети с инвалидностью чаще
всего находятся на домашнем обучении, сверстники их не видят и не имеют
возможности с ними общаться.
Занятия по пониманию
инвалидности становятся для школьников
настоящим открытием. На этих уроках они открывают для себя много
неизвестных прежде понятий – «безбарьерная среда», «инклюзивное образование»,
«толерантность» и т.д. Но главным открытием для них становится то, что люди с инвалидностью – прежде всего
ЛЮДИ, с которыми можно играть, дружить, общаться. И не инвалидность или
какие-то их физические особенности являются здесь определяющими, а то, какие
они люди.
«Когда дружишь с кем-нибудь, то все
равно, как выглядит твой друг, главное, что ты его принимаешь таким, какой он есть».
Саша Булгар
ученик 4 класса
Основная цель Уроков Доброты - улучшить
отношение детей к людям с инвалидностью, показать, что инвалидность не является
основанием для отторжения человека, что он такой же человек, как и все
остальные, и должен иметь равные права и возможности.Узнать о том, что Бог любит всех одинаково и здоровых, и больных, не делает различий и принимает всех такими, какие они есть.
Задачи Уроков Доброты:
► рассказать об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие
приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;
► рассказать о жизни людей с инвалидностью, об их правах и возможностях, о
том, как и где они могут учиться, где и
кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
► рассказать о совместном
обучении в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности, то есть о
доступной школе для ВСЕХ. Любить и принимать людей - инвалидов так, как это делает Господь.
Занятия по
пониманию инвалидности заметно отличаются от обычных школьных уроков. В Уроках Доброты используются интерактивные
методы обучения - ролевые игры, опросы, обсуждения, просмотр фильмов,
проведение конкурсов. Активное включение в тему дает ребятам возможность
прочувствовать разные ситуации, в которых может оказаться человек с
инвалидностью, на себе, и самостоятельно сделать выводы, а также поделиться с
другими своими мыслями. В ходе занятий используется наглядный материал –
документальные и игровые фильмы,
азбука Брайля, фотографии, фланелеграф, Библия, детская Библия и т.д., который
позволяет детям лучше запомнить и усвоить новые понятия или приспособления.
«Было очень интересно узнать, что
люди с инвалидностью могут заниматься разными видами спорта, что у них такие же
возможности, как у нас. Даже и не могла предположить, что инвалиды не только занимаются спортом, но и участвуют в Олимпиадах. Это просто здорово!» Полина
Павлиогло ,
Для каждой возрастной группы
разработаны упражнения, соответствующие их возрасту, но важно, что все они
подводят к тому, что человек с инвалидностью - такой же человек, как и все
остальные люди, и отношение к нему должно быть соответственным.
«После занятий я
поняла, что люди с инвалидностью могут учиться, работать, заниматься
спортом и творчеством. Я рада, что в нашей школе и даже в нашем классе есть дети - инвалиды и я дружу с ними. Хорошо бы, чтобы у нас был кабинет, где мы могли бы с ними общаться, играть в шахматы, рисовать».
Света Казаны,
ученица 6-го класса
Уроки Доброты позволяют детям не
только получить новую информацию о людях с инвалидностью и расширить свой
кругозор. Изменения касаются и внутреннего мира ребят, их ценностных установок,
и об этом можно судить и по приведенным здесь высказываниям, и по изменению их
поведения. Педагоги замечают, как меняются их ученики: они становятся более
терпимыми и готовы принимать различия.
Меняется и
сама атмосфера в школе, особенно если после проведения таких занятий в нее
приходят учиться дети с инвалидностью. Опыт проведения школьных занятий по
пониманию инвалидности показывает, насколько эти уроки важны и для детей, и для
их родителей, и для учителей.
«После этих занятий
дети начинают иначе относиться к людям с инвалидностью. Задумываются о
трудностях, с которыми им приходится сталкиваться, делятся своими открытиями с
родителями. По мнению родителей, их дети после Уроков Доброты стали более
внимательны и терпимы. Родители немедленно откликнулись на просьбу детей собрать подарки для семьи Раду и Спэйтору».
Е. И Онофрей.,
Учитель биологии
Дети должны учиться вместе!
За последнее время целью занятий
по пониманию инвалидности стало не просто сформировать у детей правильное и
адекватное отношение к людям с инвалидностью, НО и подготовить учащихся к тому,
что в их школу или их класс придет ребенок с инвалидностью, и будет учиться наравне со всеми остальными
ребятами. Благодарим РООИ "Перспектива" за помощь в составлении плана уроков.
Наша мечта! Ищем возможность и средства для оснащения кабинета по инклюзивному образованию, с мебелью и оборудованием. Как много ребят тогда смогут быть полезными друг другу.