Главная » 2012 » Ноябрь » 16 » ИНКЛЮЗИЯ… УЖЕ НЕ ИЛЛЮЗИЯ
19:33
ИНКЛЮЗИЯ… УЖЕ НЕ ИЛЛЮЗИЯ

Еще только 20 лет назад вопрос об инклюзивном образовании в нашем обществе не стоял. Мы жили по постулатам советской педагогики, которая считала, что ребёнок со специальными нуждами должен быть изолирован от здоровых детей, и образование он мог получить только в специальном учебном заведении. Существовало 8 видов таких школ: для слабовидящих, слабослышащих, умственно-отсталых, школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т. д. В данных школах для этих детей разрабатывалось самое необходимое для их самообслуживания и жизни в обществе. И все же стал вопрос об инклюзии, о расформировании таких заведений.
С июля прошлого года в РМ вступила в силу Национальная программа развития инклюзивного образования на 2011-2020 гг. Министерством Просвещения был издан приказ о пилотировании инклюзивного образования. Пилотный проект будет осуществляться в Молдове до 2014 г. в 49 учебных заведениях из 20 районов республики. Документ обязывает все учебные учреждения создавать условия для инклюзии детей со специальными образовательными нуждами. Начиная с 2013 года каждому учреждению, в котором будут зачислены дети со специальными нуждами, будут направляться финансовые средства на покрытие их учебных потребностей. Гагаузии для внедрения инклюзивного образования выделено 2 млн. леев.
Сегодня у нас актуализируются ценности инклюзивного образования, но общественное мнение по этому сложному вопросу неоднородно. Более того, большая часть населения не знакома с этим понятием. Мое маленькое исследование показало, что об инклюзии имеют представление пока только работники образования и родители детей со специальными нуждами .
Попробуем разобраться в недетских вопросах на тему «инклюзия», «интеграция». Что такое инклюзивное образование? На каких принципах оно базируется?
Инклюзивное образование (от английского слова inclusion – включение) – это возможность для детей с особенностями в развитии посещать обычные школы, детские сады. Смысл инклюзии в том, что любой ребёнок, независимо от особенностей развития нуждается в социальной среде. То есть, ребёнку надо общаться со сверстниками в разные периоды своей жизни (будь то детский сад или школа). И только в этом случае он будет нормально развиваться. Задача инклюзивного образования – придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями, мотивировать их к обучению в школе вместе с другими учащимися. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем. У каждого из нас есть право на образование, закрепленное Конституцией, независимо от физических и умственных способностей. Как требует Международная Конвенция по правам ребенка: «каждый ребёнок имеет право на уход, образование и подготовку с тем, чтобы помочь ему в ведении полноценной достойной жизни в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию».
Очень важно провести различие между инклюзией и интеграцией. Интеграцией называется перевод детей с особыми потребностями из специализированных школ в систему общего образования. А инклюзия – это некое отношение к детям, которые учатся в этом учебном заведении – и к здоровым, и к детям с ограниченными возможностями. Поэтому, когда мы говорим об инклюзии, мы говорим не только о детях с особенностями в развитии, но и о детях, которые в той или иной степени отличаются от большинства. Это могут быть и здоровые дети из неблагополучных семей, говорящие на других языках, принадлежащие к иным культурным и этническим группам, а также дети, обладающие разными интересами и способностью к обучении, т.е. дети одаренные и талантливые.
Эксперты выделяют несколько проблем, с которыми общество столкнется при внедрении инклюзии в массовые школы: адаптивную, содержательную и психологическую. Сложней всего то, что связано с морально-психологическими категориями. Отложим в сторону финансирование проекта, механизмы, обязательства, потому как практика инклюзии в России и ряде государств СНГ говорит о том, что легче оборудовать школы по последнему слову техники, чем изменить те стереотипы, которые живут во многих из нас.
Существуют в обществе две диаметрально противоположные точки зрения на инклюзию. И сегодня мы их представляем в лице Надежды Мокану и Тамары Желез. Они не понаслышке знают, что такое ребёнок со специальными образовательными нуждами, т.е. знают проблему изнутри.
Тамара Георгиевна Желез, председатель Вулканештского Общества инвалидов: «Мне непонятен смысл таких преобразований. Зачем надо закрывать специализированные школы и интернаты для детей с нарушениями развития, в которых созданы особые условия и оказываются не только педагогические, но и медицинские услуги для учащихся этой категории? Эти заведения для того и создавались, чтобы в одном месте сконцентрировать как можно больше реабилитационных ресурсов. Это экономически целесообразно. Было… А обычная школа когда ещё будет готова принимать таких детей? Пока в них нет ни обустроенной среды, ни квалифицированных специалистов.
И еще – о какой интеграции идёт речь, если дети с незначительными нарушениями в развитии давно интегрированы в школы? А инклюзия, как некое отношение к детям, давно культивируется учителями в школах. Только у нас это называлось не инклюзией, а дифферинцированным образованием. Так, советская педагогика учила, как надо работать с детьми, нуждающимися в особом внимании. Зачем изобретать велосипед? Если же говорить о тяжелых формах инвалидности, то таких детей и не надо интегрировать. Это плохо для всех: плохо для ребёнка, которому среда не подходит, плохо для учителя, который не может спокойно проводить урок, да и не готов к такой ситуации, плохо для здорового ребенка, который будет отвлекаться. Нет надобности им выделять социального педагога, он им не поможет. Понятно, что эти детки не могут тянуть такую программу. Правильная система образования – это когда ребёнок с особенностями в развитии помещается в ту среду, которая ему соответствует.
Я считаю, что так называемая интеграция приведёт к ещё большему социальному неравенству, нежели будет содействовать его устранению. Мы знаем, что ответственность за результаты обучения возлагается на учителей. Поэтому больше всего внимания уделяется лучшим, способнейшим ученикам, а дети-инвалиды останутся в низах школьной иерархии. И, самое главное, родители здоровых детей не всегда готовы к такому совместному обучению, многие противятся. А кто подумает о внутреннем состоянии ребёнка-инвалида? Моя практика показывает, что такие дети осознают, что они не такие, как все. Внутри них живет комплекс неполноценности. И где гарантия, что этот комплекс не усугубится? Кто может гарантировать, что в школе его ждёт понимание и помощь, а не ухмылки и насмешки? Наше общество не готово ни морально, ни нравственно. Оно живёт с предубеждением к инвалидам, жёстко работают предрассудки и стереотипы».

Надежда Викторовна Мокан – психолог со стажем работы 31 год, единственный дипломированный специалист в Гагаузии в области инклюзивного образования: «Меня очень радует, что вопрос о введении инклюзивного обучения в Молдове из стадии дискуссий перешёл в практическую плоскость. Уже появляются первые ростки инклюзивного обучения. Многие школы успешно практикуют совместное обучение здоровых и больных детей. Только в прошлом году более 400 детей были интегрированы в 70 общеобразовательных школ Молдовы. Начинание зиждется пока только на голом энтузиазме педагогов, заинтересованных родителей и всех тех, кому небезразлично человеческое горе, кто умеет понимать нужды детей с особыми образовательными потребностями. То, что такие дети оторваны от социума и развиваются только с такими же, как они, является нарушением их прав. И не столько юридических, сколько человеческих. Такая «гуманность» и псевдочеловечность привели к изоляции детей-инвалидов от общества. Человеку, чтобы развиваться, нужно видеть и соприкасаться с тем, что совершеннее его. И здоровым детям полезно присутствие человека с физическими или психическими особенностями в развитии. Речь идет о формировании в наших детях милосердия, справедливости, благородства. Они должны понимать, что надо помогать слабому, должны вырасти достойными людьми.
Я давно провожу Уроки Доброты, цель которых улучшить отношение детей к людям с инвалидностью, показать, что инвалидность не является основанием для отторжения человека, что он такой же человек, как и все остальные. Я рассказываю об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь, об их правах и возможностях, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься, о совместном обучении в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности, то есть о доступной школе для ВСЕХ».
Пока одна сторона общества рассуждает о плюсах, а другая спорит о минусах, большинство небезразличных склоняются к тому, что такое обучение нужно и крайне необходимо. Тем более закон принят, обратной дороги нет.
Инклюзия как форма образования имеет право на существование. Просто её нужно оттачивать – скрупулёзно, методично, поэтапно. Опыт Европейских стран доказывает это. Там уже давно не существует разницы между больными и здоровыми детьми. С детства они вместе живут, общаются и учатся. И от этого выигрывают все: слабые становятся сильнее и увереннее в себе, а сильные – добрее и отзывчивее, приучаются любить каждого человека, независимо от его физического и нравственного состояния.
Любое начинание связано с трудностями и непониманием части общества. Главное – начать. Понятно, что пройдет немало времени, чтобы восстановить утраченные давным-давно человеческие ценности. Но к этому надо стремиться.

Полина ИСЛАМОВА,http://gazetapanorama.wordpress.com/2012/11/15/инклюзия-уже-не-иллюзия/#more-2933

Просмотров: 885 | Добавил: sandi | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Сделать бесплатный сайт с uCoz
Copyright MyCorp © 2024