Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании.(В. Сухомлинский) Чувствовать чужую боль, переживать чужую боль и быть снисходительным и милосердным, помнить, что жизнь совершенствуется не только благодаря прочным знаниям каждого из нас, а умением творить добро – главное звучание Урока Доброты, проходившего в теоретическом лицее №2 г. Вулканешты. Занятие, разработанное психологом лицея Мокану Н. В. и представленное коллегам из учебных заведений Вулканештского района, призвано помочь внедрению инклюзивного образования и воспитать в молодом поколении чуткое отношение к людям с ограниченными возможностями. «Наши школьники не все встречались с людьми с ограниченными возможностями. Поэтому инвалиды могут вызывать страх и даже отторжение у многих из них. Но эти чувства возникают у ребят потому, что они ничего не знают о таких людях. Чтобы изменить эту ситуацию, детям нужно дать возможность познакомиться с людьми с ограниченными возможностями, предложить им представить себя на их месте», – говорит Н. В. Мокану во всупительном слове. Занятие было построено таким образом, чтобы учащиеся могли прочувствовать каждую ситуацию на личном опыте. Работая в группах, дети учились понимать, что все люди отличаются друг от друга – обликом, способностями, умениями, и именно этим они полезны и интересны друг другу. Но,самое главное, дети осознают, что с людьми с ограниченными возможностями можно играть, общаться, дружить. Дети открывали для себя, что все люди разные, но каждый уникален по-своему. На Уроке Доброты школьники знакомились со многими, возможно, неизвестными им ранее понятиями – «безбарьерная среда», «толерантность» и т. д. Ребята узнали, что такое «пандус», жестовой язык «Шрифт Брайля», паралимпийские игры. Они просмотрели небольшой фильм о девочке, танцующей в инвалидной коляске вальс. Класс замер в потрясении. Очевидным для многих из них стал тот факт, что человек с инвалидностью может быть известным, добиться высот, благодаря огромной силе воли и желанию жить. Примером тому стали российская певица Диана Гурцкая (невидящая), американский актер Том Круз (имеет дислекию – непонимание смысла прочитанного), Теодор Рузвельт – 32-й президент США (перемещался на инвалидной коляске) и т. д. Важно и то, что в занятие включились инвалид-колясочник Татьяна Раду и Анна Спэйтару – инвалид детства. Они явились наглядным примером того, что люди с инвалидностью, несмотря на все трудности, учатся, работают, рожают детей и т. д. Дети начали задумываться о том, что людям с инвалидностью для полноценной жизни нужна не жалость, не чрезмерная опека, а доступная окружающая безбарьерная среда, которой у нас, увы, пока нет. Они серьезно и по-взрослому отнеслись к проблеме инвалидности, рисовали «школу будущего», в которой будут созданы все условия, и где вместе смогут учиться все дети – с инвалидностью и без инвалидности. К концу занятия детей, безразлично относящихся к проблеме, не понимающих нужды людей с инвалидностью, в классе не осталось. И, будучи взрослыми, они, принимая важные решения в жизни, возможно, вспомнят урок, преподанный им сегодня Мокану Надеждой Викторовной. Полина ИСЛАМОВА
|